«Не пегасы — мелочиться?!». Елена Мараренко, при участии Дениса «Birkoff» Мартынова. Киев-Херсон-Киев.

Прошло полгода с небольшим с того самого мгновения, когда состоялся для нас «Драконоff Карнавал».
Много разного доброго и хорошего принесло нам время и пространство. Переписываясь с Ильей, условились о встрече на концерте в Херсоне, который, возможно, будет организован осенью 2000 года.
…3 октября… На дворе бабье лето, солнце и тепло, привезенное, по словам Ильи Лагутенко, группой «Мумий Тролль» в Украину. Все тот же киноконцертный зал «Юбилейный»…
Обычно угрюмый, на сей раз, пребывая явно в хорошем расположении духа, по дороге в гримерку встретился Юра Цалер. Видно, здесь ему все знакомо…
На сцене — последние штрихи по подготовке к шоу. Огромное количество мощной аппаратуры, ламп, проводов…

…Снов нет… Слов нет… Звучат первые аккорды «Случайностей». Мы медленно погружаемся в «Сны“, которых нет — ведь это реальность.
Кто я, а кто — не я? Может, та струна на гитаре или одна из ламп, время от времени освещающая пространство, а может меня и нет вовсе…
…“Не очень»… Как-то по-новому звучит сегодня она, по-другому — с вопросительной интонацией. Какая-то ирония есть в басу Сдвига, в голосе Ильи комичная пафосная раздраженная обиженность на последней строке: «Мы никогда не увидимся…», придавшая на сей раз логическую завершенность песне. Случайно или неслучайно звук, Андрей, не сведен «на ноль“ в тот момент, когда электрогитара продолжила рассказ о том, что Илья так и не решился сказать словами» (Андрей Шевелев «ТОЧНО. РТУТЬЮ. К ЗВЕЗДАМ»).
«Сиамские сердца» «дернули провода», «Владивосток 2000» «остановил сердце», а «Доля риска…»? «Луна еще не выпила теней» — мы уже утолили жажду сполна. Нас будоражит энергия звука…
Для меня, любящей тексты Ильи, сегодня превалирует музыка, я как-то заметила в одном из своих опусов: «музыка — мать, стихи — отец. Музыка — чувства, стихи — зерно, суть» (Е.М. «Остановившееся мгновение“)… Суть плавно и где-то нарочито переходит в чувства. Мы начинаем отрываться и пилотировать по полной программе, а они… Они руководят нами…
“Ночная кухня… Здесь у русского человека искусство жить становится естеством…» (Е.М. «О.М.»)
…На сцене четыре стула… Три гитары…

Илья: Тут одна девушка перед концертом попросила про «шум волн» спеть.

Впервые я слышу эту песню в концерте. Редко она исполняется, а жаль… Гармония, к которой так стремишься — вдруг окутывает тебя и нежно просачивается всецело во все, везде и всюду…

Илья: Представьте, что мы вместе сидим на кухне… Пьем чай… или кофе…

Атмосфера максимально приближена к кухонной, доверительность и полурасслабленная общительность все более располагают. Зал начинает казаться маленьким, расстояние между нами и музыкантами — мизЕрным.
Молодые люди с расширенными зрачками, сидящие за нами, принимающие «по триста капель» в такт музыке и словам песни «На яды», время от времени выкрикивающие просьбы спеть «Утекай» или «С новым годом, крошка», заметили: «Смотри, сидят, как „Eagles“ точно!» Наверное, традиционная манера исполнения акустических программ музыкантами всего мира им кажется единственной прерогативой группы с известным хитом «Hotel California“.
Какая там кухня! Им все больше бы в кабаках сидеть.
…“Вечер»… «Девочкодруг»… «Другие места»… «Масло» — композиции, не вошедшие в альбом «Точно Ртуть Алоэ». Я уже соглашаюсь с Андреем Шевелевым: «Если бы вместо „Тише“ поставить … „Масло“, а „Тише“ увести на сингл? … финал альбома получился бы более эмоционально-достоверным», но это только, Андрей, пока не настал момент для «Тише»…
Да! Вот она сегодняшняя кульминация!! Предлагал же Илья на Луну слетать. Я не только на Луне побывала, на Марсе даже. Юра, Сдвиг и Олег такое вытворили с нами, что от удовольствия и у меня зрачки расширились. Финал песни звучал дольше, мощнее, чем в студийной работе. «Ему не взять тебя» сегодня лишь попыталась удержать «ее» в том состоянии полета. Честно сказать, дух захватывало так, что я уже была не в силах справляться с собой: шум в голове, помутнение в глазах, тело ватное…

…Когда смолкнут последние аккорды песни «Карнавала.Нет», осознанно, как мне кажется, прозвучавшей гораздо спокойнее, чем в весеннем живом исполнении и даже в студийной работе, за кулисами исчезнут музыканты, зал опустеет — я отрешенно замечу: «Он сделал нас!!»
Он не «рвал на себе рубашку», не пытался заглянуть в душу нам, ничего и никому не доказывал. Он просто жил этим, и мы жили! Здесь было естество…
Да, действительно, он все сказал, ему больше нечего было добавить… Да, наверно, и незачем, хотя…
Несмотря на предварительную договоренность, нам не удалось пообщаться. И была помощь организатора концерта в Херсоне — «Русского Радио», и время как будто позволяло. Не позволил Сергей Козин — тур-менеджер группы, по каким-то ему одному известным причинам, ведь у Ильи голова не должна быть забита, тем более уж какой-то работой по текстам. Для этого есть Кушнир по контракту!!
Любимый мною тележурналист — Дмитрий Дибров, сделавший много доброго и полезного музыкантам разных групп, как-то в своей «Антропологии» обмолвился, что Лагутенко штампует свои песни от Агузаровой до той, которая «Я тучи разведу руками». Это, пожалуй, то единственное с чем я не соглашаюсь и не соглашусь с Дмитрием. До меня, наконец, дошел смысл «Моей певицы». Илья не любит ждать, ему все хочется скорее и быстро. Он проживает многие моменты до их осуществления, поэтому-то еще реально не встретившись с певицей, уже заметает следы не под белым снегом, а именно под не сладким и не красным (прием антитезы) — не отмеченным кровью. Она уже наскучила ему и умерла для него раньше, чем должна была… Так что штампует, здесь я понимаю синонимически — качественно быстро и точно. Сегодня в сложном и модном футуристическом направлении удачно работают немногие: Андрей Вознесенский, Саша Васильев («Сплин»), Илья Лагутенко. Первый, на мой взгляд, излишне увлекается формой, ребята же в отношении сути и формы балансируют. В этом им помогает музыка. Читая стихи Ильи, я открываю для себя все новые и новые образы, литературные тропы (метафоры, метонимии и синекдохи), смысл во внутристрочной рифме, не перенесении отдельных сочетаний слов на другие строки, в иероглифическом подходе к написанию. Тем не менее, много вопросов остаются открытыми для меня, а тема, наверное, закрытой…

…Сегодня им и ей здесь все знакомо. Прошло всего полгода, а не узнаваем только тот длинный темный коридор, ведущий к «дверям в лето»… Достаточно освещенное обычное помещение вовсе недлинное. Приоткрыта дверь гримерки, откуда свет уже не лучится летним солнцем, как тогда — в марте…
На вопрос Ани, веб-мастера официального сайта «МТ», о концерте (впечатлениях и ощущениях), напишем: «Концерт — вершина!! Вряд ли… когда-нибудь еще… удастся сыграть лучше. Это — планка!»
Концерт — на лучшем мировом уровне. Сегодня здесь (в бывшем Советском Союзе, паспорт которого имеют многие) так не умеет никто!! Пожалуй, только Олег Скрипка. А хотелось бы.
И обещанное пресс-релизом ко второй части тура «световое шоу, и внушительная усилительная аппаратура», и программа, и музыканты — все было на уровне, но было и еще кое-что…
Возможно, очнемся и узнаем блокноты, потерявшиеся в пепел, не узнаем друзей, которые влюбляются в глупых и в незнакомых, но подпитанные источником поэтического вдохновения — Пегасом, продолжаем жить и расплачиваться за любовь все большей влюбленностью в группу «Мумий Тролль».

P.S. Огромное спасибо «Русскому Радио-Херсон», Олегу Пунгину, Юрию Цалеру, Сдвигу, Илье Лагутенко, Леониду Бурлакову, Андрею Шевелеву — высокопрофессиональному музыкальному журналисту.

Еще