Илья Лагутенко о песнях нового альбома

ИНТРО
Мне хотелось сделать ее помпезной и пафосной. И я подумал, что «Прелюдию» должен сыграть симфонический оркестр, но не так, как они обычно играют, а вот как-нибудь эдак. Тогда мне пришло в голову, что нужно, чтобы сыграли дети. Просто дети, которые даже если и захотят сыграть хорошо и правильно, все равно не смогут. И я попросил администрацию нашей группы: свяжитесь с какой-нибудь музыкальной школой, мне не важно, с какой, или с каким-нибудь детским оркестром, но чтобы это были не подростки, а вот именно дети, для которых все это — пока еще хобби, а не работа. И я вначале был даже несколько расстроен: они слишком хорошо сыграли, вот в чем дело. Они сами делали аранжировку: мы решили не вмешиваться в процесс, дали им фонограмму, и сказали — как вы ее видите, так ее и раскладывайте. Нам не хотелось обращаться к каким профессионалам — чтобы была первородность ощущений. Когда дети сыграли на записи первый вариант, я подумал — и хватит! Но дирижер был непреклонен: он заставил сыграть еще пять раз, и мы выбрали самый эмоциональный вариант. Там, конечно, слышно, что они чуть-чуть расходятся, — но меня, например, это не пугает и не режет слух. Дети очень-очень серьезно подошли к этому — я понимал, что есть определенное эмоциональное давление, я там тоже стоял в кабине звукооператора — но было удивительно наблюдать, как мальчики и девочки девяти-двенадцати лет выводили смычками то, что называется «Прелюдией» к песне группы «Мумий Тролль». И я понял, что это, наверное, тоже одно из воплощений «слияния и поглощения»: когда твою музыку играет поколение твоих детей, в стиле, который ассоциируется с поколением твоих родителей. Вот такая вот круговерть — я хотел ее сохранить во всем, и, по-моему, это как нельзя удачно получилось.

ПРОСТИ, КИСКА!
Эту песню мы играли еще во время «Меамуров-туров», как заключающую. В предыдущий альбом она не вошла исключительно потому, что по сравнению с остальными песнями содержала в себе совершенно другие настроения и другие эмоции. Песня претерпела множество изменений: мы е записывали и на английском языке, и играли на концертах в более жесткой версии. Когда начали записывать альбом, я понял, что все-таки юмор должен превалировать в этой композиции. После долгих творческих мучений аранжемент приобрел именно такую форму: вместо громыхающей ударной установки с тремя бочками взгляд был обращен на ритм-бокс.

БАНЗАЙ
Первые строчки для песни — «снова вижу эти земли» — возникли у меня в голове, когда я входил на яхте в бухту Саутгемптона. В то время я сдавал экзамены Королевской Яхтинговой Школы (Великобритания). Суть их в том, что за несколько дней ты должен показать, что можешь являться каждым членом экипажа: и юнгой, и коком, и рулевым, и навигатором. По стечению обстоятельств роль рулевого досталась мне на входе в Саутгемптон, который является одним из самых крупнейших портов мира и принимает как маленькие яхточки, так и огромные трансатлантические мегалайнеры. Можете представить мое состояние, когда мне нужно было пройти по курсу и «запарковаться» в доке, не попасть ни под лайнер, разойтись с баржой, не сесть на мель, а уже были сумерки… Это был эмоциональный подъем для меня. «Банзай» здесь — это чувство победы за некий пройденный путь.

ХИЩНИК
После того, как мы записали эту песню, звукорежиссер Олег Баранов сказал, что теперь, когда собака заходит во внеурочный час в спальню, где он с молодой женой, он прогоняет е словами песни «Уходи, зверь». Когда писали песню, в голове мелькал некий видеоряд, связанный с фильмами-вестернами, в музыке присутствуют определенные звуки, навевающие эти видения. Но пока мне абсолютно чужда идея играть кантри-музыку, поэтому это — вестерн-песня.

СТРАХУ НЕТ
Прекрасно понимал, как в моих устах прозвучит фраза «тебя вставляет, ты вставляешься», и сколько разных наговоров возникнет, поэтому подумал, что нужно смягчить это впечатление. Попросил, чтобы режиссеры подыскали детей, которые могла бы спеть эту фразу. Вероятно, в тот момент мне не давали покоя Pink Floyd с их фразой «another brick in the wall». Самое тяжелое было подобрать именно тех детей, которые бы внятно понимали, что они делают, что нужно спеть, когда и не перепутать слова. Из опыта оказалось, что дети младше 9 лет не могут справиться с поставленной задачей. Все, кто звучат на записи, это дети друзей и знакомых. Маленькие мальчики разрыдывались перед магнитофоном: обстановка студии звукозаписи действовала на них угнетающе. Бегая по дому, скача на диванах, они все справлялись с задачей, но как только дело доходило до того, чтобы встать перед микрофоном и попасть в ритм, миссия становилась невыполнимой. Так что благодарим всех тех, кто с задачей справился.

КОРАЛЛЫ
Это мой подарок всем моим друзьям-ихтиологам, которые так или иначе связаны с морем и морскими видами спорта. Идея родилась у меня во время путешествия в Камбоджу. Это исключительно морская песня, которая была написана между заливом Петра Великого Тихого, Индийским и Атлантическим океанами. В Доминикане и она приняла окончательный вид и стала для меня лично морской пиратской песней.

ПРИВАТИЗАЦИЯ
Единственная песня, текст которой так или иначе можно соотнести с названием «Слияние и Поглощение». В принципе, это банальная песня о любви, но рассказанная определенными экономическими терминами, с которыми я знаком исключительно понаслышке. Мне захотелось некую интригу в песне создать, поэтому в конце песня заканчивается словом «страна»: то ли эта песня о родной стране, то ли о том, что любовь к одному человеку так же велика как к стране, и наоборот.

ТАКБЫВАЕТНЕСЛУЧАЙНО
Со словами этой песни я пытался работать еще то того, как «Мумий Тролль» записал альбом «Морская», но как-то по сложившемуся мнению среди участников группы, заниматься такой песней было еще рановато. Песня дождалась своего часа: ритмическое четверостишие задавало тон песне, но как этот тон оформить в музыку, пришло только сейчас. Песня из двух частей, одна — жестко-танцевальная, вторая — танцевально-лирическая, которая мне приснилась. Был мне сон, как мы сидим у отеля на берегу: белые шторы, голубое небо и море. Ваня Фармаковский за роялем, а все — вокруг. Я не поленился встать, дотянуться до диктофона и записать этот сон, чтоб не забыть ощущение, подобрал на гитаре мотив, удивился, что на утро не забыл его, и тут наконец-то все сложилось: давние строчки, эта мелодия и ритм. Это песня-паззл, который складывался очень долго.

ЯНТАРЬ
Из тех песен, которая рождается сразу, включая слова и музыку, на одном дыхании. А потом с ней неудобно работать: не можешь ничего добавить, ничего убрать. Записывали сложно, а как только максимально просто начали играть, тогда и сложилось все.

ИРИС
Она так же, как и «Янтарь» имела текст и рифф, который исполняет бас-гитара. Было несколько одинаково хороших вариантов этой песни. В тексте — о той прелести жизни, которую можно найти везде, даже в самых не всегда приятных моментах.

НЕПОКОЙ
Как-то мне предложили «подвезти до Лондона» со случайно летящим по пути самолетом. Когда поднялись в воздух, оказалось, что надо до Лондона еще в Париж залететь, у самолета там дела какие-то были. Мне пришлось полдня шарахаться по Парижу, дел у меня там никаких не было, я ходил, гулял между Лувром и Д`Орсэ, дышал свежим осенним воздухом, наслаждался последними лучиками уходящего солнца и думал, что же я здесь делаю? Один? В другом городе? Который меня не ждал и не ждет. В музее Д`Орсэ купил закладку, где было больше белого места, и карандашик. Вернулся в самолет и написал эту песню. Пока мы долетели до Лондона, композиция была уже готова. Песня получилась довольно чувственная, предвосхищая все вопросы, чьи же это женские вздохи, признаюсь: я эту девушку не знаю, и никогда в жизни не видел. Можете не верить, но это действительно так. Более того, звукорежиссер Баранов, который интегрировал эти звуки в песню, то же самое объясняет своей девушке. Это чуть ли не стало поводом для маленьких семейных скандалов: откуда же эти вздохи, если никто из участников записи не знает эту девушку?.. История такая, что около 10 лет, когда появились первые сэмплеры, молодой музыкант Баранов формировал себе библиотеку натуральных звуков, которые он мог бы использовать в дальнейшем: волны, птицы…Так что вздохи — одно из аудионаблюдений, на которое мы наткнулись, копаясь в его компьютере. Мы провели исследование, установили, что звуки принадлежат некой Марии Фернандес. Мы долго думали, сообщить ей или нет об этом, но подумали, не стоит и даже пластинку дарить, потому что и е могут спросить, откуда эти звуки. Так что будем считать, что с выше рассказанное — шутка!

ЗДРАВСТВУЙДОСВИДАНИЯ
Последняя на альбоме песня была написана последней хронологически. Мне казалось, что она должна быть связана именно с неким прощанием. Трудно разобраться, прощаясь с друзьями, что означают ваши слова — то ли что вы обязательно увидитесь утром, то ли что вы вообще с ними не прощаетесь и лишь желаете им здоровья… Для меня каждый финал это своеобразный знак вопроса, так и эта песня — знак вопроса ко всему тому, что было сделано и написано нами. Каждый финал — это начало.