«Что-нибудь эдакое…». Телефонный разговор с Иль й Лагутенко в семь часов утра. А.Шевелев.

Я, Андрей Шевел в, D.J. радио «Афонтово» (г. Красноярск, FM 101.3), находясь в здравом уме и тв рдой памяти, признаюсь — это я во вс м виноват. Это из-за меня группа «Мумий Тролль» чуть не опоздала (а точнее, чуть-чуть опоздала) на прямой эфир MTV 8 октября 1999 г. Но, цитируя Шерлока Холмса, «не могу сказать, чтобы эта вина тяжким бременем легла на мою совесть» (при вс м моем, в общем, неплохом отношении к российскому MTV). Беседа с Иль й Лагутенко, которую я предлагаю вашему вниманию, как мне кажется, cтоит нескольких минут опоздания.
Во Владивостоке — 2 часа дня, в Красноярске — 11, в Москве — 7 утра; ох, широка страна моя родная… Но, несмотря на столь ранний час, голос Ильи звучал неожиданно бодро и, как мне показалось, он с утра пребывал в хорошем настроении. Капризные телефоны несколько раз прерывали наш разговор в самом начале, поэтому когда связь наконец-то установилась, я первым делом спросил…

- Илья, скольким временем для беседы мы располагаем?

- Андрей, сколько бы у нас ни было времени — вс оно наше.

- Тогда приступим! Что с новым альбомом?

- В самые ближайшие месяцы надеемся вс закончить. Это уже финальный этап, черновая работа завершена. Работаем над деталями.

- В процессе этой работы бывает ли так, что новые песни преподносят сюрпризы своим создателям? Ты не хочешь, чтобы эти слова там были — а они там есть; думал, что аранжировка сложится так — а она складывается по-другому…

- Сплошь и рядом. Такое бывает постоянно и в отдельных ситуациях мы буквально ид м наперекор самим себе.

- Когда мы беседовали во Владивостоке, прозвучала такая фраза: «Есть причины, которые заставляют меня отделить некоторые песни на синглы». Сейчас, когда выход синглов не за горами, можно ли сформулировать эти причины?

- Наверное можно, и сейчас я как раз пытаюсь их сформулировать… для себя! Просто на альбоме мы себе многое позволили, чего раньше не позволяли, а когда мы выпускаем синглы, я должен больше думать о вас, дорогие программные директора радиостанций, уважаемые ди-джеи и авторы музыкальных программ!

- Для хит-синглов такой подход вполне оправдан, но мне кажется, от нового альбома «Мумий Тролля» публика жд т чего-нибудь эдакого, чего-то неожиданного, более экспериментальной работы.

- А если там не будет чего-нибудь эдакого? Если там вс будет как раньше? Что же, наш альбом тогда совсем никто не купит?

- Купить-то купят, и, я уверен, рекордным тиражом. Но определ нная часть публики будет чуть-чуть разочарована…

- Приятно слышать. Но знаешь… я вот утром смотрю, как солнце восходит, и понимаю, что в этом мире придумать «что-нибудь эдакое» на самом деле очень-очень сложно, невозможно практически.

- Вс повторяется в этом мире…

- Вс повторяется, а мы просто имеем счастье при этих повторениях присутствовать.

- А удалось ли в Лондоне найти для себя… что-нибудь эдакое? Послушать, посмотреть и почитать то, что ещ не известно в России, но имеет все шансы стать настоящим культурным открытием?

- Мне кажется, сейчас информация распространяется так быстро, что в этом плане особой разницы между Британией и Россией нет. Взять хотя бы этот новый фильм… ну, где все ведьму ловили. (Очевидно, Илья имел в виду «Ведьму из Блэра».) В Лондоне его премьеры ещ не было, а в Москве его уже показывали и распространяли все, кому не лень.

- Так что же, пираты и в этом случае нас опередили?

- А это не пираты, что любопытно. Его ведь в Америке сняли какие-то молодые люди, студенты; вот фильм и распространяется без особых проблем.

- «Мумий Тролль» в ближайшем будущем тоже будет задействован в кинопроекте под названием «Похитители книг». Какие задачи в данном случае стоят перед группой? Акт рская работа, запись музыки, сочинение песен для фильма?

- Ну, акт рской работы нашей там уж точно не будет. Есть другие люди, которые это очень красиво сделают. Кто-то будет играть свою роль, летая на воздушных шарах, а мы займ мся нашим прямым делом — песни спо м.

Илья рассказывает о «Похитителях книг», а я вспоминаю ту часть нашей летней беседы, которая не попала в статью «Любит ли нас этот город?» Тогда для публикации этого фрагмента ещ не пришло время. Теперь, поскольку выход кассеты «Видео для M.T.» уже не за горами, попытаемся восполнить пробел.

Стоп-кадр-I: Владивосток, 3 июля 99 г., магазин «CD-Land»

- Что касается видеоклипов — на мой взгляд, существуют два «магистральных направления» в этой области. Первое — путь усложн нных спецэффектов, технические «навороты», вложение в клип больших средств. Второе — когда клип сделан минимальными средствами, но эффект достигается засчет артистических способностей музыкантов, их личного обаяния. Тебе ближе какой-то один из этих путей или их сочетание в определ нной пропорции?

- По-моему, существует миллион способов поведения в том, что мы называем музыкальной индустрией. Мне лично близок некий баланс между «наворотами» и артистизмом — если его возможно достичь, конечно. Мы ведь часто просто не имеем каких-то технических возможностей, чтобы сделать интересный клип. Достигнуть своих задумок, так сказать… Значит, приходится искать какие-то другие пути. В конечном счете всегда исходим из реальных возможностей.

- Первые музыкальные впечатления 80-ых? Для тебя это началось с…

- …Cразу же с началом эпохи видео. C первыми видеокассетами появились и первые западные клипы. Честно говоря, не могу вспомнить каких-то конкретных им н и названий, но первым моим музыкальным фильмом был «Break-dance» — это абсолютно точно.

- Каким образом «Мумий Троллю» удалось снять свои самые ранние клипы, которые тоже будут на кассете «Видео для M.T.»?

- Ситуация была следующая. В конце 80-ых во Владивостоке силами местных предпринимателей открылась телевизионная станция. Такая… вполне альтернативная государственной телекомпании. На этой телестанции работал наш старинный друг Андрей Масловский, большой поклонник творчества владивостокских музыкантов. Он по своей инициативе и снимал все эти видео — достаточно наивные, конечно, по сегодняшним меркам. Но тогда это было — о-о-о!

- Почему группа отказалась от клипа на песню «Не Звезда»?

- Потому что меня лично не удовлетворил окончательный результат. Ну, иногда и вот так происходит. Не по-лу-ча-ет-ся…

- Тебе не кажется, что в суперпопулярном клипе «Дельфины» присутствует крайняя замкнутость, теснота, которая на самом деле этой песне противоречит? Или как раз и хотелось добиться противоречия между песней и видеорядом?

- Да. Опять же я сейчас не буду говорить о том, какой МОЖНО БЫЛО БЫ сделать клип, о каких-то других вариантах. Но в тот момент, когда шли съемки, весь сценарий «от и до» был обсужден с режисс ром и, в принципе, мы достигли нужного результата.

- Во время съ мок бывают ли какие-то вещи, которые тебе лично ТРУДНО сделать? Уловить именно ЭТО, нужное движение, ЭТО выражение лица, ЭТУ позу? Или для тебя вс это происходит легко, и режисс рам-операторам оста тся только «ловить» то, что ты им щедро даришь?

- Обычно те, кто делает нам видео, перед тем, как приступить к работе, достаточно хорошо понимают, кто такие МЫ, что такое ОНИ, кто такой Я, и что можно друг от друга ожидать. Поэтому за исключением «Не Звезды» у нас особых проблем не было.

Cтоп-кадр-II: гостиница «Владивосток», 1 июля 99 г., вечер

Мою собеседницу зовут Катя. Именно ей достался компакт-диск «У-1», на вкладке которого была фотография Земфиры. И стала Катя победительницей «мумий-лотереи». А поскольку она родом из Москвы, то, естественно, в качестве приза выбрала поездку на концерт «Троллей» во Владивосток.
Катя взахл б рассказывает о том, как долго не могла поверить, что ей достался «тот самый компакт-диск»; о том, как она познакомилась с Иль й; о том, как ей понравился Владивосток. А я уже приготовил для Кати самый главный вопрос…

- Тебе не кажется, что столичная публика, особенно московская, уже немного устала от «Мумий Тролля»? Уже никто не жд т от этой группы ничего особенного, и в отношении к ней проскальзывает типично московская ухмылочка: «Мумий Тролль“? А, эти… Они что, ещ здесь?»

- Не согласна! На фестивале «Мегахаус» было такое! И потом, понимаешь, толпа, огромная толпа народу — ну, она же просто не способна долго ждать кого-нибудь. А концерт задержали, и «Мумий Тролля» ждали сначала в жару, потом под ливнем, и дождались вс -таки, и там такое было! И самое главное — новые песни всем понравились очень.

Москвичке Кате 15 лет. Глас народа?

Финальный вопрос по телефону.

- Илья, какая музыка будет звучать на вечеринке в честь твоего дня рождения 16 октября? (беседа происходила 8 октября — Прим. авт.)

- Может так случиться, что и вечеринки-то никакой не будет. А если все-таки что-нибудь организую — как всегда, в последний момент найд тся какая-нибудь музыка, и это будет именно то, что нужно. Потому что, согласись, самые лучшие вечеринки — это те, которые незапланированно, cами собой получаются.

Когда он верн тся из Лондона в Россию, я постараюсь не забыть — спрошу его, какая же музыка звучала в тот вечер. И ещ — я почему-то частенько задумываюсь о том, что 16 октября 99 г. Илье Лагутенко исполнился 31 год. Не 20. И даже не 25. Он родился под знаком Весов, а люди этого знака — люди позднего взл та. Может быть, вс , cделанное им раньше — только предисловие? Может быть, «Мумий Тролль» начн тся в полный рост только с 2000 года?
Я неоднократно писал о том, что Илья для меня — личность, вполне сравнимая со зв здами британского глэм-рока. Что ж, извольте. Дэвид Боуи в возрасте 31 года уже записал два лучших альбома из своей «берлинской трилогии» («Low» — «Heroes» — «Lodger»), во многом определившей звучание 80-ых, а теперь, как выясняется, и 90-ых. А впереди у него ещ был гениальный «Scary Monsters». Брайан Ферри в этот период жизни записал свои самые совершенные альбомы с группой «Roxy Music» и свой самый странный, но и самый неожиданный «сольник» — «Let“s Stick Together». Стив Харли и «Cockney Rebel» один за другим выдали два потрясающих и cовершенно разных альбома — тихий, задумчивый «Timeless Flight» и хл сткий, заводной «Love“s A Prima Donna». И, что очень важно, как раз в этот период всех вышеперечисленных перестали воспринимать как «зв зд глэм-рока», как представителей определ нной волны, кратковременного модного течения. Волна отхлынула — а люди остались. И доказали сво право называться просто Музыкантами.
Мне кажется, те, кто внимательно следит за творчеством группы и сопереживает ему; те, кто слышал новые песни, уже поняли, что «Мумий Тролль» — это нечто гораздо большее чем «роко-попс», «брит-поп по русски», «лидер новой российской музыки 90-ых», «поп-группа-которая-нравится-всем» и т.д., и т.п. (ну-ка, кто вспомнит больше журналистских штампов?) Я уверен, что они вернутся к нам с «чем-нибудь эдаким», но сможет ли понять и принять «что-нибудь эдакое» широкая публика? И не через несколько лет, а сразу, сейчас?
Очень жду. Надеюсь. И верю — и в них, и в нас с вами.

P.S. Отдельное спасибо Леониду Бурлакову — за героическое пробуждение в полседьмого утра.

Еще