«Россия на экспорт. Кому нужны русские музыканты» — Афиша

Россия на экспорт. Кому нужны русские музыканты

Илья Лагутенко

лидер группы «Мумий Тролль». Вместе с ней в последние годы объездил с концертами несколько десятков городов США, выпустил англоязычную EP «Paradise Ahead» и выступил в шоу Крейга Фергюсона на канале CBS

На протяжении последних десяти лет, с тех пор как «Мумий Тролль» приобрел широкую известность в России, мне казалось, что мы можем работать и на международном рынке. Но все переговоры обычно сводились к тому, что если уж продавать коллектив дальше собственной страны, то язык исполнения должен быть английским. А писать песни специально на английском языке — это и время, и ресурсы, и вообще не очень понятно было, зачем и кому это нужно. Искра возникла, потому что когда мы записывали альбом в студии в Лос-Анджелесе, появились люди из американской индустрии, которые были на нашем концерте, — и убедили меня в том, что нам все-таки необходимо попробовать. Они обещали помочь с ресурсами букинга — потому что идти по проторенным эмигрантским тропам нам не хотелось, хоть это и было бы более эффективно с коммерческой точки зрения. Мы подписывались под тем, чтобы играть по общим правилам молодых неизвестных групп. Группа «Мумий Тролль» вообще живет в состоянии вечного прорыва.

Среднестатистический американский слушатель, мягко говоря, не совсем позитивно относится к группе из неанглоязычной страны. Тут даже не в акценте дело — многие слабо интересуются международным положением дел, скажем так. То есть если среднему российскому меломану может быть присуще любить группу, поющую на кхмерском, то американцу это совершенно не надо. Ему хочется, чтобы все было — как у них.

Наверное, некоторые помнят времена Gorky Park — но они же тоже стояли в одной шеренге со всеми местными волосатыми металлистами. Наверное, где-то, особенно в Сан-Франциско, помнят «Тату». Но это все скорее исключения из правил, чем какая-то русская волна. А волна невозможна без массированных совместных акций, и тут я возвращаюсь к своей любимой теме — господдержке, которая предоставляется группам в Австралии, в Скандинавии и так далее. Как ни смешно, она работает. И если отвлечься от всех тех физиономий, которые у нас сейчас ассоциируются со словом «государство», то я думаю, что это единственный способ представить Россию на международном музыкальном рынке.

В Америке «Мумий Тролль» сейчас, скажем так, в осколках блогов. Мы не являемся группой, которая будет смотреть с обложки Rolling Stone или с витрин магазинов. Но так быстро все не может произойти. По большому счету у нас даже не вышел еще полноценный альбом на английском. Дай бог, будут силы его выпустить, сделать промоушен, тур в поддержку. Потому что других способов нет. Все то же самое, что происходит с группой из Большого Камня до того, как ее позовут спеть дуэтом с участником «Фабрики звезд». Вообще, в тот момент, когда любой человек в любой точке мира создает рок-группу, главной его целью является завоевать весь мир. Это самое простое и доходчивое объяснение тому, что мы делаем в Америке.

Александр Горбачев

Еще